ИСТОРИЯ СВЯТОТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ с.КРАСНОЕ

ИСТОРИЯ СВЯТОТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ с.КРАСНОЕ

Церковь в селе каменная, освящена в честь Святой Троицы.

Судьба первой деревянной церкви неизвестна.

Строительство второго деревянного храма начинается 14 января 1852 г., когда доверенный от общества крестьян Степан Никитич Чалдин подал прошение на имя Государя Императора Николая I на «…построение новой деревянной церкви, во имя святой Троицы, в означенной деревне Брюхановой».

5 июня 1852 г. состоялась закладка храма, возводившегося в течение трех лет на народные пожертвования. По окончании строительства еще целый год выполнялись живописные работы.

Торжественное освящение уже завершенного храма во имя Святой Троицы произошло 26 ноября 1856 г. по благословению епископа Парфения. Архитектурный облик деревянной Троицкой церкви можно представить лишь по аналогам, сохранившимся в архивах в виде проектной документации. Вероятно, его образность строилась на сочетании приемов культовой традиционной архитектуры и классической стилистики. Так как типология церковных проектов не была чем-то застывшим и неизменным, она давала возможность архитекторам Томской Духовной Консистории и Губернского строительного комитета корректировать свои проекты сообразно местным условиям. Кроме того, осуществление проекта находилось в прямой зависи­мости от собранных по приходу средств.

В 1898 г. деревянная Троицкая церковь сгорела, но большую часть ценного церковного имущества и библиотеку удалось спасти. Богослужения временно проводились в молитвенном доме, выстроенном на месте сгоревшей церкви. Сбор средств на строительство нового храма решением схода жителей и с разрешения Томской Духовной семинарии проводился в течение года крестьяна­ми сел Брюхановского и Дмитриевки А.П. Карнауховым и В.Ф. Радостаевым по всей епархии.

Большую роль в возведении нового каменного храма сыграл вступивший с 1902 г. в должность настоятеля священник Павел Иванович Кобылецкий. Получив образование в Томской Духовной Консистории, он был рукоположен в 1895 г., после чего состоял Змеигородским уездным наблюдателем церковных школ и следователем 29-го благочиния. Награждался бронзовой медалью за уча­стие во всеобщей переписи населения Российской империи, а в 1901 г. — набедренником за усердную пастырскую службу. Сразу по прибытии в село Брюхановское он написал рапорт в Томскую Духовную Консисторию о возведении каменного храма, в котором говорилось: «…с самого первого дня моего служения в селе Брюхановском я прилагаю все старания к тому, чтобы рас­положить прихожан к постройке храма, и, благодарение Господу Богу, прихожане 2 февраля 1903 г. постановили приговор о постройке в селе Брюхановском каменного храма, который бы мог вместить 500 молящихся; при этом прихожане проявили согласие внести в кассу попечительства на постройку вышеозначенного храма по 10 рублей с каждого лица мужского пола от 15 до 60- летнего возраста в продолжение четырех лет».

В 1907 г. проектная документация каменной Брюхановской церкви была утверждена строительным отделением Томского губернского правления. Архитектором И.О. Носовичем был откорректирован один из типовых проектов Атласа чертежей Священного Синода, положенного за основу при возведении Брюхановского храма. Строительство намечалось на прежнем месте, в центре уже сформировавшейся к тому времени сельской площади. Поэтому молитвенный дом отсюда переносился на местное кладбище с сохранением за ним прежней служебной функции, но с изменением престола во имя прп. Серафима Саровского.

24 июня 1908 г. при большом стечении народа благочинный Леонтий Попов в сослужении священников других приходов совершил торжественное освящение закладного камня Троицкой каменной церкви. На старинной фотографии тех дней, хранящейся в сельском музее истории крестьянского быта, запечатлены благочинный Леонтий Попов, настоятель П.И. Кобылецкий, псаломщик А.Е. Зеленков, церковный староста С.Н. Пьянков, диакон Н.А. Наганов, председатель церковноприходского попечительства П.Е. Перевалов. Каменный храм возводится в исключительно короткие сроки, несмотря на его довольно внушительные размеры. Уже через год, 12 июня 1909 г., в Томскую духовную консисторию сообщалось, что «…новостроящийся в селе Брюхановском храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы постройкою вчерне окончен». Этап отделочных работ был также непродолжителен и закончен к сентябрю этого же года. В долгожданный день 18 февраля 1910 г. по благословению Томского епископа Макария благочинный протоиерей Леонтий Попов в сослужении клириков Томской консистории и других благочинии совершил торжественное освящение Свято-Троицкой церкви.

1990 91В 1930-е гг., по воспоминаниям местных жителей, он был расстрелян как враг народа. Со здания снимаются главки, колокольня, завершения храмового объема, и многие годы оно использовалось под склад Заготзерна, мастерские МТС, под районный Дом культуры с библиотекой. С 1970-х годов заброшенное здание разрушалось. В 1980 г. здание предполагалось приспособить под Дворец бракосочетания. Первые службы начались в деревянном молитвенном доме с 1990 г., в котором сейчас располагается воскресная школа.

20х30 File1449 (3)После восстановления самостоятельного прихода в 1992 г. настоятель о.Владимир Рассказов начал реставрацию здания  по проекту архитекторов В.Н. Усольцева и П. Г. Тиманова.

До сих пор в селепомнят, как вокруг храма лежали доски, кирпич и другие стройматериалы, но никому и в голову не приходило что-то утащить: дело-то Божье! Все ждали восстановления церкви.

вл Софроний благосл матушкуВ 1995 г. каменный храм был освящен Владыкой Софронием. Вокруг отреставрированного храма сделали каменно-металлическое ограждение. На благоустроенной территории высадили липы. Продолжались работы по изготовлению и росписи иконостаса московскими и новокузнецкими иконописцами. Бывший молитвенный дом был переоборудован настоятелем под воскресную школу и библиотеку с фондом 500 экз.

8 июня 1998 г. Архиепископ Софроний освятил отреставрированный храм.

в 2019 году вышла в свет книга протоиерея Максима Мальцева «Христа не предавшие», в которой описаны страдания священнослужителей и благочестивых прихожан храмов Кузбасса в годы гонений на Церковь. Далее процитируем её.

В 1997 г. в свет вышла книга В. М. Кимеева «Касьминские чалдоны», где приводятся данные о гибели Павла Ивановича Кобылецкого, названы и имена убийц:

«Выступив из Кольцугино 19 декабря, отряд И. Е. Сизикова с боями прошел через села Камышино, Мусохраново, Ваганово, Лебедева и 23 декабря соединился с частями Красной Армии. На своем пути от Бачат, партизаны повсюду чинили кровавую расправу над зажиточными дружинниками и их семьями, сжигали церкви, убивали священников. Это было в Бачатах, в Гуръевске, в Брюханово. До прихода регулярных частей Красной Армии брюхановские красные партизаныДмитрий Иванович Скороделов и Дмитрий Бобровский зарубили шашками священника Павла Кобылецкого, разграбили и сожгли Троицкую церковь, несколько домов зажиточных крестьян».

Факт разорения и сожжения церкви в селе Брюхановском в декабре 1919 г. партизанами из отряда И. Е. Сизикова подтвержден, в частности в воспоминаниях Г. М. Батурина.

На гибель отца Павла Кобылецкого в декабре 1919г. указывают и сведения, которые приводит Н. Калиничева, младший научный сотрудник музея села Красное, в статье «Вечное не умирает». Основаны они на воспоминаниях старожилов.

Священник Павел Иванович Кобылецкий принял мученическую смерть в возрасте 46 лет. Причиной могли стать дворянские корни. Вера Николаевна осталась вдовой с пятью детьми, младшему Михаилу было 9 лет.

К 100-летию гибели о. Павла летом 2019 года прошёл Крестный ходи из с. Красного до поклоного креста в п. Хрестиновский. 15 декабря 2019 года на храме были установлены мемориальные доски в память погибших от рук безбожной власти священника и псаломщика храма, протоиерея Павла Кобылецкого и Ильи Мочихина.

Праздничное Воскресное богослужение началось совершением Божественной Литурнгии. С проповедью от лица благочинного к прихожанам обратился иерей Петр Иванов. В храме была отслужена панихиды по всем, погибшим за веру в годы безбожной власти, а уже на улице, перед мемориальными досками — лития по убитым.

Книгу о. Максима сегодняшний настоятель настоятель храма Святой Троицы протоиерей Василий Ануфриев подарил правнучке о. Павла Кобылецкого Марине, приехавшей на открытие памятной доски со своими внучками. Марина так же пригласила и прихожан храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в посёлке Пригородный Кемеровского района (настоятель протоиерей Никанор Меркулов), прихожанкой которого она является. http://blagochinie-leninsk.ortox.ru/news/guid/1199215

http://blagochinie-leninsk.ortox.ru/news/guid/1199661

 

2 ответа на “ИСТОРИЯ СВЯТОТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ с.КРАСНОЕ

  1. 25 марта 2011 года автобус Новосибирск — Новокузнецк проезжал через село Красное. Он делал там остановку, чтобы пассажиры вышли и размялись на свежем воздухе. Все побежали в небольшой магазинчик на площади. Лишь один пассажир остался в автобусе — я. Автобус стоял напротив великолепного храма, из окна автобуса я наблюдала образ Живоначальной Троицы и надпись на фронтоне. В этот день из Санкт-Петербурга, где проживаю, я ехала на похороны своей матери в город Мыски под Новокузнецком. А Красное — родина моей матери, она здесь родилась и выросла, много раз она мне рассказывала — какая здесь красивая природа, мечтала со мной побывать на ее родине. Нет, нам не довелось… До сих пор я вспоминаю это место, этот храм, этот день, и думаю — а случайно ли, что один-единственный раз Господь привел меня побывать у этого храма, в этом селе? Случайно ли, что в Санкт-Петербурге не оказалось билетов на самолет до Новокузнецка, а дали билет до Новосибирска и потому пришлось от Новосибирска ехать на междугороднем автобусе? И случайно ли, что автобус остановился напротив входа в этот храм? Эти вопросы до сих пор не дают мне покоя. Но тогда я восприняла эту случайную поездку в село Красное, как утешение, как последнее волеизъявление моей матери — Марии Михайловны Долгих, в девичестве — Ямщиковой. Она родилась 14 марта 1932 года. Прочитав историю храма, я не знаю — крестилась ли она в этом храме, или где-то еще (бабушка Фомина Анна Ивановна и прабабушка Фомина Елена Михайловна были очень верующими людьми). Могу лишь сказать — я видела много храмов — в Санкт-Петербурге и в окрестностях, в Нижнем Новгороде, в Екатеринбурге, в Великом Новгороде, на Валааме, но в тот день, несмотря на свое угнетенное состояние, меня поразила красота этого храма, здесь, в небольшом селе, на родине моей мамы. Спасибо всем, кто восстановил его, кто сейчас несет в нем молитвенную службу. И хотелось бы, чтобы на сайте можно было посмотреть также фотографии внутреннего убранства храма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *